Нашла на просторах интернета очень интересную советскую книгу о зоровье детей, и решила изучить [не зря же говорят, что в советское время многое было лучше, может и здоровье]. Некоторые выкладки оттуда опубликую для всеобщего обозрения, вдруг пригодится.
Здоровая обстановка в семье
В обществе очень велика роль семьи в воспитании детей. Несмотря на пребывание в яслях-садах, обучение в школе, ребенок около двух третей своей жизни проводит дома, с родителями. Вопросы воспитания детей в семье сложны и многообразны. Здесь недопустимы стандарт, универсальные рецепты, шаблон. От родителей требуются большие познания,
вдумчивость, умение применять индивидуальный подход к ребенку.
Здоровье ребенка и характер
Что же главное в воспитании детей? Вначале на этот вопрос хочется ответить так: все главное! Действительно, какой бы элемент воспитания ребенка ни взяли, окажется, что среди них нет несущественных. И все же главное — ребенок должен расти здоровым. Ни полнота, ни богатырское сложение, ни румянец сами по себе не являются критериями здоровья. Суть его в гармонии физических и духовных сил, уравновешенности нервной системы, выносливости способности противостоять различным вредным влияниям. Жизнь неизбежно столкнет ребенка с какими-то испытаниями. Что бы это ни было — резкая смена температуры
или инфекция, физическая перегрузка или душевное волнение, крепкий организм ответит целесообразными реакциями, отстоит себя, а слабый потерпит поражение. Здорового ребенка легче воспитывать. Это общеизвестно. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования.Здоровье — важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований и природных способностей.
Здоровые родители — здоровый ребенок
Так что же делать, чтобы ребенок был здоровым? С чего начать? Начните с самих себя. Поверьте: это не фраза. Это очень важное, даже обязательное условие. Здоровье ребенка в большой степени зависит от здоровья родителей. Будущие отцы и матери должны обязательно побывать у врача, посоветоваться с ним и, если обнаружатся какие-либо хронические заболевания, терпеливо лечиться. В последние годы применяется антенатальная профилактика — предупреждение заболевания ребенка еще до его рождения. При этом полученные данные убеждают, что, правильно питаясь, регулярно чередуя труд и отдых, избегая различных вредных воздействий (алкоголь, курение, бесконтрольный прием лекарств), беременная может «управлять» развитием своего будущего ребенка. На здоровье ребенка оказывает влияние и среда, в которой он растет и развивается. Приучайте своего ребенка с детства правильно делать зарядку, это даст ему хорошее подспорье на будущее.
Особенности детского организма
Детский организм пластичен, изменчив, податлив. В определенных условиях неблагоприятные врожденные особенности могут остаться непроявившимися, а могут и стать источником серьезных заболеваний. Точно так же благоприятные задатки либо развиваются и совершенствуются, либо угасают. Человек появляется на свет с известным запасом сопротивляемости, устойчивости, «готовых» приспособительных механизмов. Можно считать, что это подарок, который добрая волшебница природа кладет в колыбель каждого ребенка. Но, чтобы сохранить этот подарок, надо им умело пользоваться. Весьма совершенны, например, естественные механизмы терморегуляции. В ответ на охлаждение в организме возникает сложная цепь реакций, способствующих быстрому уменьшению теплоотдачи, а в ответ на перегревание — ее увеличению. Если эти механизмы упражнять часто, с возрастающей нагрузкой, то они становятся все более надежными, безотказными. Если же такой тренировки нет, их «настроенность» заметно снижается. Иными словами, если ребенка закаляют, он будет более устойчивым к охлаждению (и не только к нему!). Если кутают, ограждают от малейшего дуновения воздуха, устойчивость к простудным и другим заболеваниям уменьшается.
Воспитание детей в умеренной свободе
Обобщая, можно сказать: воспитание должно быть не изнеживающим, а закаливающим, тренирующим, повышающим активность растущего организма. Не ограждайте вашего ребенка от лучшего в мире учителя — жизненного опыта! А такую ошибку родители часто совершают. Ведь даже тугое пеленание — это уже первая попытка лишить малыша свободы действий, предупредить возможные трудности — вдруг испугается своих ручек, вдруг оцарапает себе лицо! Между тем ребенку необходимо двигать ручками и ножками, чтобы таким образом познать себя в пространстве и постичь законы координации движений. Не идут на пользу малышу постоянное стремление все делать за него, бесконечные предупреждения: упадешь, ушибешься, не сумеешь. Чтобы научиться осторожно ходить, надо когда-нибудь и упасть; умению что-то сделать самому тоже предшествуют труд, старание. Конечно, активность ребенка надо поощрять в определенных пределах, задачи ему ставить вполне выполнимые, соразмеряя их с его физиологическими и психологическими возможностями. Нередки и другие крайности. Загипнотизированные понятием «динамичность века», некоторые родители спешат обучить чуть ли не 2—3-летних детей грамоте, счету, иностранным языкам, заставляют заниматься гантельной гимнастикой. Этого не следует делать. Слишком раннее развитие одних способностей неизбежно идет в ущерб другим. А возместить то, что было упущено в детстве, иногда бывает нелегко.
Родители, воспитывайте детей без фанатизма!
В воспитании не нужно применять ничего чрезвычайного. Растите ребенка в обстановке спокойной, естественной,
разумной. Как ее создать? Существует метод, который, во всяком случае для первых лет жизни ребенка, можно назвать универсальным, ибо он одинаково способствует и укреплению здоровья ребенка, и правильному его воспитанию. Это — соблюдение режима дня. Точный распорядок не есть нечто навязанное ребенку извне. Обратитесь к природе — она вся живет в точных ритмах восходов и заходов, приливов и отливов; так же ритмично работают и внутренние органы. Послушайте, например, как изумительно точны ритмы здорового сердца! Кормите ребенка, укладывайте его спать, выносите на прогулку, купайте всегда в одни и те же часы. Такая постоянная соразмерность создаст наилучшие условия для жизнедеятельности организма. У ребенка будет хороший аппетит, крепкий сон, бодрое настроение. Детям, выросшим в условиях разумного режима, обычно несвойственны капризы.
Подсознательно, как говорят, с «молоком матери» формируется у них представление о том, что всему есть свое время, свое место, своя мера. Соблюдение режима необходимо не только ребенку. Оно упорядочит быт всей семьи, избавит от всеобщей суеты, которая возникает иногда в доме, где не умеют правильно растить малыша. Режим был назван универсальным средством, так как он действительно объединяет в себе важнейшие требования гигиены и педагогики. Но универсальный еще не значит исчерпывающий. Ни режим, ни идеальный гигиенический уход, ни правильное питание не «срабатывают» автоматически, сами по себе. Ребенку необходимы любовь и нежность, внимание, богатство эмоций, которые дает хорошая, дружная семья.
Таким образом, воспитание детей — постоянное творчество родителей. На родительском пути вас ждет много забот и труда.
К этому надо быть готовым.
Семья и дети
Семья! Один молодой отец расшифровал это слово, как «семь я», семь человек. Значит, чтобы создать настоящую семью, им с женой надо иметь пятерых детей. И действительно, у них было пятеро. Семья краше, когда она больше, когда за стол садится много детей. Конечно, труднее их всех выходить, воспитать, но зато как умножаются радости, насколько полнее, счастливее, ярче становится жизнь и самих детей, и родителей. Для советской семьи нет проблемы «лишних ртов». Ей чуждо мещанское отношение к мальчику как «добытчику» и к девочке как к потенциальной разорительнице, требующей приданого.
Единственный ребенок в семье. Какие возможны трудности
Многодетной семье помогает государство. Мальчики и девочки получают одинаковое образование, по призванию выбирают профессию, а став взрослыми, по влечению сердца будут находить себе спутников жизни. Мы привыкли планировать свою жизнь. Можно и нужно также планировать и свою семью. Молодые родители нередко задумываются над тем, стоит ли иметь больше одного ребенка. Единственный ребенок… Ему отданы все заботы, все внимание, вся нежность семьи. Он самый обласканный, самый любимый, но далеко не всегда самый здоровый и счастливый.
Трудно даже объяснить, почему именно эти единственные, как зеница ока оберегаемые дети, так часто бывают худенькими, бледными, болезненными. Видимо, сама атмосфера, которая создается вокруг чрезмерно балуемого и охраняемого ребенка, не может способствовать воспитанию у него жизненной стойкости и выносливости. Очень часто единственный ребенок в семье бывает ребенком поздним. Родители, долго не решавшиеся отказаться от беззаботного существования, наконец, совершают этот шаг. А их возраст между тем накладывает печать на ребенка. У матерей, впервые родивших в возрасте старше 30 лет, и у отцов старше 44 — 45 лет дети нередко бывают не такими крепкими, как у молодых родителей. Но дело не только в возрасте. Поздним родам, как правило, предшествуют аборты, а они далеко не безразличны для течения последующей беременности и родов, и значит, для внутриутробного существования ребенка. Не случайно педиатр, впервые увидев своего маленького пациента, обычно спрашивает у матери, как проходили роды, от какой по счету беременности. Эти данные служат важным ориентиром при поисках причин того или иного заболевания.
"Teпличность" воспитания — бич многих семей, имеющих одного ребенка.
Решение иметь одного ребенка омрачает супружескую жизнь страхом перед нежелательной беременностью; необходимость многие годы предохраняться от зачатия неизбежно влечет за собой нервозность, огорчения, прямой вред для здоровья обоих супругов. Для здоровой женщины нефизиологично рожать только один раз в жизни. Повторные роды с интервалом в 3 —5 лет способствуют расцвету женщины, омолаживают ее. Но вернемся к воспитанию единственного ребенка. Конечно, нет оснований утверждать, что ему неизбежно угрожают педагогические ошибки родителей.
Особенности воспитания единственного ребенка в семье
Есть много семей, где единственного сына или дочь растят разумно, воспитывая здорового человека и хорошего гражданина. Но, к сожалению, часто любовь мам и пап, бабушек и дедушек, сосредоточенная на одном маленьком человечке, становится неподвластной доводам рассудка. Такая любовь незаметно и коварно обманывает их, превращая добро в зло. начинается та стихия уступок, поблажек, баловства, которая постепенно захлестывает семью и вредит здоровью и психике малыша. Рекомендовано, допустим, кормить ребенка в определенные часы, но, если он попросил конфету, пирожок за час до еды, кто в силах отказать? Нарушения режима питания ведут к снижению аппетита и новой цепочке ошибок. Ребенку предлагают то одно, то другое блюдо, делают его стол все более изысканным, стараясь возбудить аппетит, дают пряности, копчености, не приемлемые в детском питании. До сих пор еще во многих семьях полноту считают синонимом здоровья. И любя закармливают ребенка так, что у него возникают расстройства обмена веществ, раннее ожирение со всеми нежелательными последствиями для сердца и сосудов, а иногда заболевания печени, желчного пузыря и желчевыводящих путей. Далеко не у всех родителей хватает терпения, выдержки, настойчивости, чтобы систематически закалять детей. Воспитание ребенка в тепличных условиях свойственно многим семьям, а воспитание единственного ребенка — в особенности.
Нетрудно понять, почему так происходит. Очень тревожно бывает родителям, когда ребенок болен.
Лечение ребенка
Страх перед болезнью ребенка заставляет оберегать его от всего, что кажется опасным: ветра, дождя, даже свежего воздуха. Так начинается ограничение прогулок, чрезмерное кутание, налагается запрет на спортивные игры и занятия. Результаты известны: изнеженность и как прямое следствие низкая сопротивляемость, склонность к простудным и другим заболеваниям.
Ребенок всегда чувствует обостренную тревогу за его здоровье. И постепенно у него самого формируются черты мнительности, тревоги за себя, повышенного внимания к своим ощущениям. Он пугается малейших проявлений нездоровья, очень плохо переносит боль, плачет по пустякам, одним словом, лишается одной из прелестей детства — беспечности. Избыток опеки и заботы делает его малоинициативным, нерешительным. Для него затруднено первое вхождение в коллектив — детский сад, школу. Он либо слишком податлив, беззащитен, внушаем, либо, наоборот, слишком самоуверен и хвастлив. Сверстники быстро обнаруживают обе эти слабости и первой пользуются, за вторую наказывают.
Успеваемость детей
Дети, выросшие в окружении взрослых, обычно хорошо умственно развиты. Но они не всегда, поступив в школу, становятся хорошими учениками. Они отстают от других ребят в силу своей нерасторопности, неорганизованности, отсутствия трудовых навыков, а подчас даже самых элементарных навыков: одеться, сложить портфель, обращаться с кисточкой, клеем, ножницами. Не только педагоги, но и врачи настаивают на трудовом воспитании детей как обязательном условии правильного формирования личности.
"Мама, папа, хочу бЛатика"
В семьях, где есть несколько детей, это условие, как правило, соблюдается, даже если родители не осведомлены в вопросах педагогики, сама жизнь к тому побуждает. Старшие помогают младшим, все вместе помогают родителям, несут какую-то часть бытовых обязанностей. Так воспитываются навыки взаимопомощи, формируется умение быть внимательным к близким людям, желание приносить им пользу. Постоянное изнеживание не способствует нормальному развитию нервной системы ребенка, но еще тяжелее сказывается на психике другая особенность воспитания: сочетание с излишней резкостью, когда на каком-то этапе нередко воспитание начинает оборачиваться именно так. То ли родители сами устают от бесконечных капризов ребенка, то ли окружающие, наконец, внушают им, что пора добиться какой-то дисциплины, но во всяком случае в семье все чаще разыгрываются неприятные сцены: ребенка бранят, под горячую руку наказывают, а потом снова балуют. В таких условиях, конечно, он не станет уравновешенным. Совершая ошибки при воспитании своего первенца, родители исправляют их, растя других детей. Но если такой возможности нет, остается неудовлетворенность.
Кстати, какой мудрой бывает детская непосредственность! Вспомните, разве единственный сын или дочь не говорили вам: «Хочу братика! Сестричку!» Побывав в семье, где есть несколько детей, они возвращаются оттуда веселыми и в то же время огорченными, что у них не так. И наверняка вам становилось грустно. Потребность иметь брата, сестру очень остро ощущается и в подростковом возрасте, когда появляются общность интересов, необходимость поделиться самыми заветными мыслями, чувствами.
Брат, сестра — близкий друг на всю жизнь. Недаром же самый тесный, доброжелательный человеческий союз называется братством. Лишая своего любимого ребенка братьев и сестер, вы, несомненно, в чем-то обездоливаете его, а себя лишаете многих настоящих и будущих радостей. Подумайте, правильно ли это? Разумно ли?
М.Я.Cтyдeникин "КНИГА О ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ"
Спасибо, отличная статья.
Быстро сообразили как воспитать ребенка здоровым ))))